Михаил Миллер
«Царицынские истории», рассказанные ведущим Первого Волгоградского канала, краеведом Романом Шкодой, - это путешествие во времени, знакомство с известными личностями дореволюционного Царицына, загадки и легенды старого города.
Шустов А. С. Альбом участников Всероссийской Промышленной и
Художественной Выставки в Нижнем Новгороде 1896 г. - СПб., 1896
История сохранила нам немало имён известных в Царицыне меценатов. Такие люди, как Лапшин, Репников, Воронин, будучи миллионерами, содержали училища и гимназии, сиротские приюты, создавали публичные библиотеки, учреждали стипендии. Царицын был всегда богат на меценатов, но среди них особняком стоит человек по имени Владимир Миллер.
Владимир Михайлович Миллер был одним из богатейших людей Царицына. Капитал свой он унаследовал от отца, обрусевшего немца Михаила Христиановича Миллера. Как и многие царицынские купцы, Миллеры происходили из Дубовки, где в 1842 году Михаил Христианович основал горчичный завод. Разбогатев, Миллер-старший в 1886 г. построил завод и в Царицыне, на берегу Царицы. Миллер дважды избирался в Царицынскую Городскую Думу, о нём неоднократно писали газеты. ( в статье допущена ошибка – завод в Дубовке организовал отец Михаила – Христиан Михайлович Миллер)
Умер Михаил Христианович 26 февраля 1899 года, оставив своим потомкам преуспевающее предприятие. Памяти о когда-то известной в городе семье Миллеров практически не осталось.
Где-то там, внизу, у самой воды, старший Миллер построил 130 лет назад мельницу и завод. Сложно сказать, как именно распределились обязанности в семье после смерти Михаила Христиановича, но судя по обрывочным оговоркам в газетах, управление фирмой приняла на себя его вдова Екатерина Фёдоровна. По крайней мере, именно её имя постоянно упоминается в прессе.)
Владимир Михайлович Миллер
Сын же Михаила Христиановича Владимир упоминается в связи с совсем другими делами. Чуть выше завода, там, где сегодня стоит мост, с давних пор был сад с буфетом и театр, называвшийся «Конкордия». Сад был коммерческим предприятием, вход в него был платный и составлял 15 копеек, что было очень дорого по тем временам. Театр сдавался в аренду разным труппам за 600 рублей в месяц или за 2400 рублей за сезон. Сад и театр приносили их владельцу Курочкину огромные доходы, однако Курочкин – знаменитый картёжник, всё проигрывал в карты и денег ему не хватало. Театр и сад он в итоге заложил за 30 тысяч рублей, а выкупить назад не мог. И вот, в 1905 году возникает Владимир Миллер. Не особенно занимаясь горчичным заводом, он начинает вкладывать деньги и душу в «Конкордию».
Взяв в 1902 году «Конкордию» в аренду, в 1905 году Владимир Миллер выкупает её у последнего владельца Курочкина за 52 тысячи рублей. Меньше чем через год старое деревянное здание сносится, а на его месте строится большое, каменное. Здание строят осенью 1906 года. Стройка затягивается и наступают холода. Класть кирпич в мороз – дело плохое, однако, Миллеру очень хочется закончить строительство и войти в новый сезон с уже полностью готовым зданием. Поэтому кирпич кладут и при отрицательных температурах. Из-за этого несколько месяцев спустя, 12 апреля 1907 года, одна из стен театра обваливается, погибает трое рабочих. Тем не менее, стройка завершается к началу сезона. В новом театре проведено электричество. Здание содержит в себе неслыханный по тем временам зал на 1300 зрительных мест, что сразу делает «Конкордию» одним из крупнейших театров страны. За хорошие гонорары сюда едут выступать первые звёзды того времени – Шаляпин, Щепкин, Савина, Дальский, Пирогов, Фигнеры. Миллер
строит театр не просто так. По своей натуре он не купец, а актёр. Он не просто строит театр и приглашает туда знаменитостей. В «Конкордии» есть собственная труппа, причём сам Миллер также играет на сцене. Делает он это тайно, в гриме, скрываясь под псевдонимом «Самсонов». Он поёт в опере, у него – контральтовый тенор. Артисты из труппы играли в театре не по найму, а как члены товарищества. Поскольку Миллер распоряжался театральной кассой единолично, ни перед кем не отчитываясь, возникали всякие разговоры и подозрения.
И вот в 1909 году грянул большой театральный скандал. Так и не разобравшись в запутанной кассе, ряд артистов решили выйти из труппы. Вышедшими были артисты: Гудвиль, Поплавский, Шихловский, Павловский, Миловидова, Корш и Шеншова. Выйдя со скандалом, они решили попросить у города сдать им для выступлений зал Общественного собрания. К несчастью для Миллера, узнал он об этом слишком поздно, попытался вмешаться и помешать заключению контракта, но сделать этого не смог. Председатель совета старшин клуба Воронин в просьбе Миллеру отказал. Тогда Миллер подал на артистов в суд, пытаясь арестовать их имущество. Общественность встала на сторону артистов, в газетах сообщалось, что Миллер завёл себе «белых негров», а театр-сад «Конкордия» со злости назвали «негостеприимной и неприятной ямой, которая зовётся садом». Миллер оскорбился и заявил о продаже «Конкордии». Продаёт он её за огромную сумму в 100 тысяч рублей. Неплохо для «неприятной ямы»! Покупает «Конкордию» известный купец Серебряков. А Миллер не останавливается на месте и на вырученные деньги строит в Царицыне нечто более современное – кинотеатр «Парнас». Он стоял на углу Успенской и Александровской улиц, которые теперь названы в честь Ленина.
Здание гостиницы «Люкс» на улице Гоголя
Парнас являлся роскошным кинотеатром, расположенным в очень удачном месте. Здание было выстроено в стиле "модерн", имело большой трёхъярусный зал на 800 мест. Каждая ложа имела отдельный вход. В здании не было лестниц, на верхний этаж вел широкий пандус — при желании в верхнее фойе можно было въехать на машине или на фаэтоне с лошадьми. В «Парнасе» можно было посмотреть различные фильмы, демонстрировались документальные хроники о наводнении в Москве и русско-японской войне. Большой популярностью пользовались французские игровые фильмы. Билет на сеанс стоил в общем зале 14 копеек; в «в особой ложе» – 35 копеек; на «престижном балконе» – 50 копеек. Кроме кино, здание было рассчитано на показ варьете, одноактных опер, водевилей и фарсов. После революции «Парнас» будет переименован в кинотеатр «Красноармеец», а в 30-е годы здесь разместится Театр юного зрителя.
Помимо «Конкордии» и «Парнаса» Миллер был строителем и владельцем ещё нескольких оригинальнейших зданий. Так, Миллеру принадлежало здание гостиницы «Люкс» на улице Гоголя, где был расположен единственный в Царицыне лифт, а жил он в удивительном замке, выстроенном им на берегу Царицы, между заводом и «Конкордией». Замок Миллера пострадал в дни Сталинградской битвы, а потом невосстанавливаемый простоял на склоне до самого начала строительства гостиницы на Предмостной площади – до 70-х годов, когда был снесён.
На берегу Царицы, завод и дом Миллера
Личная жизнь Владимира Миллера складывалась также неоднозначно. У него была семья – жена и дочь Стелла. Несмотря на это, 13 марта 1904 года у Миллера от артистки «Конкордии» Веры Англичановой родилась дочь Тамара. Тамару Миллер отправил в Москву, устроив её со временем в гимназию Румянцевой – одно из лучших на тот момент учебных заведений города. Сам же он с семьёй продолжал жить в Царицыне. Первая мировая война и революция навсегда сломали жизнь Владимира Миллера. Несмотря на то, что предки его уже давно жили в России, Миллер считался немцем, а быть немцем в России в 1914 году было очень непросто. Миллер стал подвергаться оскорбительным нападкам, из-за чего вспыхивали скандалы, выплёскивавшиеся даже иногда на страницы газет. Ну, а в 1918 году большевики, взявшие власть в городе, арестовали Владимира Миллера и немного позже, при наступлении на город частей Белой армии, расстреляли его. Обе его дочери выжили, хотя их судьбы сложились непросто. Владимир Миллер был в Царицыне человеком исключительно необычным. Купец и артист, строитель невероятных зданий, меценат, знакомый Шаляпина и многих других, он так и остался в истории нашего города одним из самых ярких его горожан.
https://sovet-directorov-volgograda.ru/news/3353/
Удивительный замок В.Миллера, выстроенный на берегу р.Царицы.
Фото из интернета