Династия священнослужителей Мраморновых.
Истоки родословной этой семьи находятся в Даниловке, сейчас село в Лопатинском районе Пензенской области. В РГВИА находится «Ведомость, сочиненная по алфавиту Саратовской губернии Петровского уезда, с показанием в каждом селении числа дворов и по пятой ревизии мужеска пола душ, следующая того уезда по карте, в собственное Его Императорского Величества депо.» В Петровском уезде на 1795 г записано село « Дмитриевское, Чердым, Даниловка тож, владение подполковника князь Николая Петрова сына Оболенского и порутчика Николая Александрова сына Усова». ( 1 )
По преданию, Петр I после войны со шведами послал 12 рот одного полка под Саратов. Одиннадцать основали Петровск, а 12-я под руководством Данилова — село. В материалах переписи (1725) по Симбирскому уезду в Даниловке, действительно, показано несколько семей пахотных солдат. В 1745 — село Дмитриевское (Даниловка) полковника В. Р. Данилова. В 1748 — сельцо Дмитриевское Узинского стана Пензенского уезда капитана Максима Васильевича Данилова (79 ревизских душ) и бригадира, князя Петра Васильевича Оболенского (291), всего 370 ревизских душ (РГАДА, ф.350, оп.2, е.хр.2543). К этому времени пахотные солдаты (потомки служилых людей), вероятно, были переведены на новое место службы (возможно, на Царицынскую линию в 1720 году). В 1711 году построена церковь во имя Дмитрия Солунского, в 1797 году построена новая. Вот в ней и служили несколько поколений семьи Угрюмовых. ( 3 )
Угрюмов Козьма Семенович (1726 -1796) - пономарь Дмитриевской церкви села Даниловка Петровской округи на 1782-1796гг. Жена Катерина Ивановна (1737 - ?). Дети: Авраам (Абрам) (1755 - ?), Степан (1762- ?), Гликерия (1769 - ?) и Никифор (1771-?) ( 3)
Авраам (Абрам) (1755 -?) - На 1782г дьячок Дмитриевской церкви села Даниловка Петровской округи. В 1783г произведен во священника во 2-й штат при Дмитриевской церкви села Даниловка. Жена Параскева Ивановна (1757- до 1820). Дети: Парамон (1775 -?) и Дарья (1777- ?).( 3)
Вот с Парамона Авраамовича (Абрамовича) и начнется история семьи Мраморновых.-Служил пономарем в той же Дмитриевской церкви села Даниловка в 1811-1844гг. Жена Евдокия Васильевна (1775- ?). Девочки числятся Угрюмовыми : Параскева (1799 - ?), Анна (1801- ?), Настасья (1820 -?). А вот сыновья записаны уже по новой фамилии: Мраморновы Василий (1803 -?), Матвей (1807 - ?), Петр (1810 - 1814), Иван (1813 - 1867). Иван Парамонович обучался в Петровском Духовном Училище. Оно было открыто в сентябре 1822 года по распоряжению преосвященного Амвросия, епископа Пензенского и Саратовского, для округов «Петровскаго, Сердобскаго и Кузнецкаго». Сначала состояло из двух училищ и носило название «Петровское уездное и приходское духовныя училища», но это было одно учреждение, так как находилось под начальством одного смотрителя и помещалось в одном здании. Иван был воспитанником низшего отделения в 1829-1830гг. Учащийся 1832 – 1838 гг Игорев Л.С. в воспоминаниях пишет о том, в каких условиях проходили занятия в духовном училище. Выясняется, что зимой его здание не отапливалось. В классах стоял такой холод, что в чернильницах замерзали чернила. Тут же мемуарист сообщает, как были одеты ученики – в халаты и чапаны, некоторые ходили в лаптях, в числе таких бедных учеников был он сам. Учащихся отпускали домой на Пасху и на летние каникулы. Чтобы добраться в родное село, многим приходилось идти пешком около ста вёрст – денег на дорогу не было. ( 4) После обучения Иван Парамонович Мраморнов вернулся в родное село. На 1844г он - дьячок той же Дмитриевской церкви. Сын Иоанн Иванович (1842г - 27.08.1879). ( 3)
Иван, как и отец, обучался в ПДУ с 1851г. Духовное училище почти каждый год кочевало с одной квартиры на другую. Свое каменное двухэтажное здание появилось только в 1876 г на Дворянской улице. ( 11 ) Учащихся обучали богословию, греческому, латинскому, русскому и церковнославянскому языкам, арифметике,чистописанию. «Специальными» предметами были: священная история Ветхого и Нового Завета, пространный христианский катехизис, изъяснение богослужения с церковным уставом и, наконец, церковное простое и нотное пение. ( 8 )
Вот Иван Иванович первый из этой семьи покинул родную Даниловку. Сначала был священником церкви села Старое Славкино Петровского уезда на 1867-1871гг, затем перемещен священником к Михаило-Архангельской церкви села Малого Бакура Сердобского уезда на 1875-1879гг. Жена Надежда Васильевна ( урож. Замятина). Там родились дети: дочь Софья (1867 - ?) обучалась в СЕЖУ с 1879г. Сын Василий (1871 - ?), Михаил (1875-1937), Иван (1879-?). ( 3 ) Священник Иоанн Иоаннович Мраморнов умер 37 лет от роду. Похоронен в ограде Михаило-Архангельской церкви с. Малый Бакур Сердобского уезда. ( 5)
С историей Дубовки связан как раз Василий Иванович. Родился в селе Старое Славкино Петровского уезда. Обучался в духовном училище. Саратова.
Саратов. Александро-Невский Кафедральный Собор
В 1886г поступил в Саратовскую Семинарию, которую окончил в 1892г. В той же семинарии учился и средний брат Михаил. Из адресной книги учеников Саратовской Духовной семинарии видно, что в 1891 году они ездили на каникулы к своей матери – вдове священника Ивана Мраморнова Надежде. Михаил – в село Полянище Сердобского уезда, а Василий – в село Малый Бакур Сердобского уезда. В 1892 году и Михаил, и Василий навещали своего дядю Замятина – «священника Единоверческой церкви, за дебаркадером железной дороги».
В июле 1892г определен на псаломщическое место к Вознесенской церкви г. Царицына. В июне 1894г предоставлено диаконское место при Кафедральном соборе г. Саратова. В 1895г назначался на произнесение очередных проповедей при Александро-Невском кафедральном соборе. Обратите внимание на этот факт. Молодой священник, всего три года прошло с окончания учебы! Это большая ответственность: прочитать проповедь в таком значимом соборе при большом собрании прихожан. Раз оказали такое доверие, значит показал свои знания и умения. В августе 1895г утвержден в должности законоучителя во вновь открытом в г. Саратове частном начальном 3-м училище г-жи Беляниной. В октябре 1896 г. рукоположен во священника Троицкой церкви посада Дубовка Царицынского уезда. ( 3 ) С первого взгляда можно подумать, что это понижение. Из губернского города в небольшой посад, даже не уездный город. Дубовка к началу ХХ века потеряла свой статус «купеческой столицы Нижнего Поволжья», железная дорога сосредоточила всю торговлю в Царицыне. Хотя коммерческая жизнь все же сохранялась, купцов первой величины было около 20 семей. Но главное, конечно, не это. Посад Дубовка была еще и столицей раскольничества. Каких только сект там не было! Троицкая церковь была единоверческой, построена за речкой Дубовкой среди молоканского и старообрядческого населения. Назначить туда священником – это как в горячую точку направить. Неверное слово или шаг, и вот уже кто-то может примкнуть к сектантам. Василий Иванович свой долг понимал правильно. В первую очередь- это работа с детьми, юные души благодатная почва, особенно, если священник умен, знающ и поведения примерного. В ноябре 1896г утвержден в должности законоучителя Задубовского мужского училища. Заведующий и законоучитель ЦПШ, законоучитель 1-го Дубовского мужского и 2-го женского училищ. И это помимо основной работы в храме. В Дубовке же он нашел свою вторую половину. Его женой стала Валентина, дочь известного на Нижней Волге протоиерея Минина Константина Александровича. В 1909г по прошению перемещен к Крестовоздвиженской церкви г. Царицына. В 1911г возвращён к Троицкой церкви посада Дубовка, через месяц снова в Царицын к Крестовоздвиженской церкви. 7 октября 1911г назначен на третье место священника к Успенскому собору Царицына. Законоучитель в 4-й женской гимназии. В марте 1912г перемещен к Крестовоздвиженской церкви г. Царицына. Служил до 1930г. Окружной миссионер. ( 3 )
В июле 1917 года прошли выборы в Царицынскую городскую думу. Выступившая отдельно группа «от приходских церквей» набрала около 2% избирателей, опередив многие общественные объединения, и провела в Думу трех гласных от своего блока. На заседаниях священник Мраморнов и некоторые родители выступали за сохранение преподавания Закона Божьего в школах за счёт города, но Дума разрешила лишь бесплатные факультативные занятия. С 27 августа 1917 года городским головой Царицына стал большевик Сергей Константинович Минин, брат жены В.И.Мраморнова. Среди первых постановлений были указания о запрещении преподавания Закона Божия в школах. Василий Иванович открыто говорил против, не побоявшись ни новой власти, но родственника. В октябре 1917 года он выступил в Царицынской городской думе против передачи церковно-приходских школ в ведение Министерства народного просвещения. Против решения Царицынской думы выступили духовенство и родители в посаде Дубовка. ( 7 , 9 , 10)
В Царицыне власть менялась несколько раз, окончательно Царицын стал красным в январе 1920 г. Для большинства священнослужителей начались тяжелые времена. В.И.Мраморнов также был репрессирован. В 1923г, 1930г, 1931г. привлекался советскими органами к судебной ответственности по ст. 58 п. 10 УК РСФСР («контрреволюционная пропаганда») - за произносимые проповеди, за отстаивание возможности религиозного обучения детей в условиях запрещения преподавания Закона Божия. Арестован 24.02.1931г по обвинению по ст. 58/10 УК РСФСР. По постановлению Сталинградского оперсектора от 24.04.1931г следственное дело производством прекращено из-за недостаточности данных для привлечения его к уголовной ответственности. Реабилитирован в 2003г . Награды: архипастырское благословение 1898г, набедренник 1900г, скуфья 1905г, благословение Св. Синода 1907г, камилавка 1908г, медаль «В память царствования Императора Александра III» и «В память 25-летнего юбилея ЦПШ» 1912г, наперсный крест 1913г. Жена Минина Валентина Константиновна. Дети: Вениамин Васильевич (1896- ?), Лидия (1897-?), Юлия (1898 -?).( 3 )
Крестовоздвиженская церковь г. Царицына Снесена в послевоенный период.
http://царицын.рф/faces_shlikov.html
В 1901 году на церковном участке построили одноэтажный каменный дом, в котором и располагалась крестильня, просфорня, проходили спевки хора, проживали священник и служитель храма. Фундамент храма имел формы креста и располагался там, где сейчас находятся бассейн детского реабилитационного центра, школа № 130 и пустырь. Здание относится к 1903 году, строил его Александр Михайлович Шлыков. Проект церкви принадлежал профессору Петербургской академии художеств Д.И. Гримму. Контроль за строительством осуществлял губернский архитектор Ю. Терликов.
По воспоминаниям Фаины Акимовой, дочери служившего здесь дьякона, храм был очень красивый с белыми колоннами (вероятно, во внутреннем убранстве) и самой высокой в городе колокольней. Дворовая территория была очень благоустроенной, все было в цветах. В 1907 году старостой в церковь назначается сын купца Михаил Шлыков. После революции богослужения не прекратились. Священники не забывали о людях и чем могли, помогали нуждающимся в губительные годы голода. Так, 18 февраля 1922 года на собрании прихожан (в основном пожилых) протоиерей Николай Строков просит их употребить деньги, отложенные на смерть и похороны, в пользу голодающих. Через несколько дней уже на общегородском собрании духовенства он же призывает к помощи всем терпящим нужду, особенно детям. Настоятель храма протоиерей Василий Мраморнов предложил организовать как одноразовый сбор средств путём подписки, так и ежемесячный — в сумме 50-100 тысяч рублей с каждого священника. http://царицын.рф/faces_shlikov.html
Семья Мининых и Мраморновых. Дубовка, около 1901 г.
Из архива Волгоградского Краеведческого Музея
Братья также были свяшеннослужителями.
Мраморнов Михаил Иванович (08.07.1875г - 02.12.1937)
Родился в селе Малый Бакур Сердобского уезда. В 1890 г окончил Петровское Духовное Училище. Затем окончил Саратовскую Семинарию. В августе 1895г предоставлено диаконское место при Скорбященской церкви г. Царицына. В октябре 1895г рукоположен в сан диакона. В ноябре 1895г утвержден в должности законоучителя в 1-м женском училище г. Царицына. В сентябре 1896г перемещен к Покровской церкви г. Царицына. На 1898г учитель в «Детском приюте» при Покровской церкви г. Царицына.
Покровская церковь г.Царицына. http://www.volgaprav.ru/kraevedenie/razrushennye-xramy/pokrovskaya-cerkov/
Приют открыт в январе 1893 года. Здание приюта со стороны Волги закрывало вид на храм. Известный царицынский купец А.А. Репников сам ходил на уроки в церковно-приходские школы для отбора способных учеников. http://www.volgaprav.ru/kraevedenie/razrushennye-xramy/pokrovskaya-cerkov/
В феврале 1900г рукоположнен во священника к церкви села Ключи Кузнецкого уезда. В сентябре 1904г перемещен к Знаменской церкви села Шереметьевка Аткарского уезда. В декабре 1906г утвержден в должности законоучителя Шереметьевского земско-общественного училища. В июне 1908г перемещен к Покровской церкви села Голицыно Аткарского уезда. В мае 1914г утвержден в должности помощника благочинного 3 округа Аткарского уезда. Но – вернемся к Михаилу Ивановичу. Занимался он и подвижничеством - боролся за трезвость, нравственность и веру, собирал деньги в помощь раненым воинам в Первую Мировую войну, открыл приходскую библиотеку. Вот такой замечательный документ сохранился в архиве:
ГАСО. Ф. 605. Оп. 1. Д. 16. Л. 5, 5об, 6.
3 окр. Атк(арского) у(езда ) В Совет Братства
Св. Креста
Годовой отчёт
о деятельности. Кружок ревнителей Православия при Покровской церкви
села Голицына Аткарского уезда.
Кружок ревнителей Православия при Покровской церкви села Голицына Аткарского уезда открыта 6 Декабря 1913 года, утверждён Епархиальным Начальством 1 Марта 1914 года. Председателем Кружка состоит Священник Михаил Мраморнов, Товарищем Председателя – Псаломщик Алексей Семёновский, Казначеем – крестьянин села Голицына Сергей Захаров, делопроизводителем – Псаломщик Александр Алексеевский, членами Совета – крестьяне Федор Гаврилов, Михаил Кукаев, Василий Конов и Михаил Махонин. Для борьбы с пьянством, маловерием и безбожием Кружок ревнителей православия нашел целесообразным следующие мероприятия: члены Кружка должны пользоваться всяким удобным случаем, как то: сходки, собрания и т.п. Чтобы проводить в народ, путём бесед, разговоров, распространения листков и книжек религиозно-нравственного содержания, идеи трезвости, начала веры и нравственности. Для сей цели Кружок ревнителей на одном из собраний постановил: на все имеющиеся суммы Кружка (16 р. 50 к.), составленные из членских взносов, завести приходскую библиотеку, заведывание коей поручить Товарищу Председателя Кружка Псаломщику Алексею Семёновскому. В библиотеку постановили выписать листки-книги религиозно-нравственного, полемического и противуалкогольного содержания.
17-го июля 1914 года Высочайше объявлена мобилизация запасных и государственного ополчения. Во исполнения распоряжения Епархиального начальства от 29 июля с.г. за №28043, Кружок ревнителей православия преобразован в приходской Комитет по оказанию помощи больным и раненым воинам и семействам призванных на войну. Заседание Комитета происходили 3-го Августа, 3-го Сентября и 16 Ноября. На Заседании Комитета 3 Августа постановлено: 1. На все время военных действий организовать производство сбора деньгами в храме за всеми воскресными и праздничными Богослужениями на раненых и больных воинов и в пользу семейств призванных на войну, для каковой цели избрать 2 членов Совета Кружка (Комитета) и вменить им в обязанность за каждым воскресным и праздничным Богослужением обносить две кружки; и 2. Организовать ежемесячный сбор по приходу деньгами, хлебом и холстом, каковой сбор производить чрез особых уполномоченных; половинную часть этого сбора направлять в Общество Красного Креста для оказания помощи больным и раненым воинам, а из второй части сбора – оказывать посильную помощь беднейшим семействам призванных на войну. Заседание Комитета 3-го Сентября и 16-го Ноября были посвящены распределению собранных Комитетом сумм нуждающимся. Заседания Кружка ревнителей православия происходили: 20-го Апреля, 25 Мая и 8 Июня.
Всех членов-учредителей Кружка ревнителей православия – 31.
Председатель Кружка Ревнителей Православия
Священник Михаил Мраморнов
Отчет этот, выполненный рукой Михаила Ивановича, сохранился в копии. ( 6 )
Награды: набедренник 1908г, скуфья 1916г. Репрсссирован. С 1921г неоднократно подвергался арестам. С 1924г проживал в селе Новоселки Нижегородской области. Арестован в 1937г. Обвинен в антисоветской агитации. Приговор ВМН - расстрел.( 3 )
Жена Афендульева Валентина.Петровна ( 1875 - ?). Дочь коллежского регистратора Петра Ивановича Афендульева. Брат Афендульев Александр Петрович (1882 -?), родился в Саратовский губ., Липовская вол., д. Бурцевка; работал инспектором пожарно-технической части 9-го отдела ВОХР водного транспорта. Проживал в г. Горьком. Приговорен: Крайсуд 22 апреля 1936 г., обв.: 58-10 ч.1, 169 ч.2. Приговор: 8 лет ИТЛ.
У Михаила Ивановича было четверо детей: сын Виталий ( 1896 - 1946) и дочь Антонина ( 1898 –после 1970), родились в Царицыне. И еще две дочери Нина (1913 - ?) и Вера (1919 -1939). В селе Шереметьевка семья Мраморновых прожила, примерно, до середины двадцатых годов 20 века, поскольку у Виталия( Виктора) – сына Михаила Ивановича в браке с Елизаветой Марковной Ковалевой (1902–1968) именно там родилась дочь Валентина (1924 – 2003). Позже в результате каких–то ошибок в записях Виталий стал именоваться Виктором. По документам дочь его – Валентина Викторовна. Валентина закончила сельхозакадемию в годы Второй Мировой войны. Кандидат наук. Преподавала основы сельского хозяйства на биологическом факультете Горьковского Государственного Педагогического института. Проживала в Нижнем Новгороде. ( 6 )
Мраморнова Валентина Петровна Виталий (Виктор) с сестрой Антониной 1898 г.р.
(урож. Афендульева) Фото конца 19 в.
Из архива семьи потомков Мраморновых
После ВОВ все дети Михаила Ивановича жили в г.Дзержинске Горьковской области. Дочь Антонина на 1937 г работала в Филинской больнице Вачского р-на. Имела дочь Ирину Михайловну ( муж Юрий Григорьевич Байков) , проживали в г. Екатеринбурге. ( 6)
Правнуку Михаила Ивановича, пользуясь правами прокурора уголовно–судебного управления Горьковской областной прокуратуры, удалось раздобыть дело по обвинению прадеда из архивов Горьковского областного управления КГБ, изучить его, сделать выписки. Справка в деле: «Мраморнов М.И. является попом Фотинской церкви Вачского р-на Горьковской области. Был лишен избирательных прав как служитель религиозного культа». Из обвинительного заключения: «…высказывали террористические намерения против руководства ВКП(б) и Советского правительства (ложь – авт.). Положительно высказывались о врагах народа – Тухачевском, Якире и других и в знак соболезнования по поводу их расстрела по заказу Гурка служили панихиду…».( 6 )
Какую же угрозу руководству партии мог нанести 62-х летний священник в далеком селе?.
Мраморнов Иван Иванович (30.08.1879 - ?)
Обучался в ПДУ с 1889г. Обучался в СДС с 1894г. В сентябре 1900г предоставлено псаломщическое место при Казанской церкви г. Царицына. Законоучитель частного начального мужского училища. В марте 1902г определен на священническое место при церкви села Еремкино Хвалынского уезда. В декабре 1904г перемещен к церкви села Георгиевка (Лопуховка тож) Аткарского уезда. В 1908г утвержден в должности законоучителя Лопуховского земско-общественного училища (при станции Лопуховка Р.У. ж.д.). Награды: набедренник 1912г, скуфья 1917г.
Жена Никольская Анна Феодосьевна (*22.09.1881г). Дочь священника церкви Никольского Феодосия Васильевича, с 1882 г по 1904 г священник при церкви Вознесенского женского монастыря близ Посада Дубовка Царицынского уезда. Сын Антон ( 1907 - ?). Гвардии ефрейтор 17 гв. минометного полка 2 Украинского фронта на фронтах ВОВ с 1941 г. Награжден медалью за боевые заслуги. http://podvignaroda.ru/?#id=150743706&tab=navDetailManAward
Семья священника Феодосия Васильевича Никольского.
Справа Клавдия Васильевна и Феодосий Васильевич Никольские. Слева – Анна и Иван Мраморновы, на руках Антон. У ног отца Сергей. В центре – гимназист Николай Никольский. Сзади стоят слева направо – Никольские Елизавета, Александр и Софья Феодосьевны.
Фото ок. 1900 г. Из архива семьи потомков Ф.В.Никольского. г. Дубовка
1.«Ведомость, сочиненная по алфавиту Саратовской губернии Петровского уезда, с показанием в каждом селении числа дворов и по пятой ревизии мужеска пола душ, следующая того уезда по карте, в собственное Его императорского величества депо.» (РГВИА, Ф.. ВУА, Д. 19014, лл.51-58 об.)
2.Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/Даниловка_(Пензенская_область)
3.Лежнина Ираида Ивановна «Биографический очерк священников фамилий от А до Я Саратовской, Самарской, Астраханской епархий ХVIII-ХХ вв.»
4. Майорова А.С. Духовное училище в уездном городе Петровске в 1830-е годы: по воспоминаниям современника (статья)
5.Материалы к "Русскому провинциальному некрополю" великого князя Николая Михайловича [Текст] / Рос. гос. ист. арх., Рус. генеалог. о-во ; изд. подгот. Д. Н. Шилов. - Санкт-Петербург. 2012 -
6.Мраморнов В.В. рассказ « Упырь». https://proza.ru/avtor/89160250266
7. общего собрания (царицынского комитета РКП(б)), состоявшегося 1 октября 1917 г. (по п. 8. повестки: «о преподавании Закона Божия») (ЦДНИ ВО, ф. 1, оп. 1, д. 1, л. 27 об.— 28; д. 2, л. 23).
8.Россия середины XIX в.: начальное и среднее образование для поповских детей. http://rusdarpa.ru/?p=14668
9.Синельников С. П. Законоучитель дореволюционной школы: личность и исполнение обязанностей. Часть 2. Сайт «Русская народная линия». Проверено 5 июня 2012. Архивировано из первоисточника 26 сентября 2012.
10.Синельников С. П. Отмена и запрещение религиозного образования в школах Царицынской губернии в 1917–1925 годах. — 2011.
11. Щеглов С.А. Город Петровск. Отрывки из воспоминаний. Саратов, 1909. С. 3.