Галерея Библиотека Фамилии Контакты Летопись Статьи
     
  Галерея
  Библиотека
  Фамилии
  Контакты
  Летопись
  Статьи

 

Наш канал на Ютуб

 

АЭРОДРОМ В ДУБОВКЕ

И.Н. Плеханова «Авиационные подразделения в Дубовке в Гражданскую войну»

Дубовка – речной порт на Волге, поэтому естественно, что многие дубовчане имели отношение к речным судам. Но вот авиация!? Если уж до создания железной дороги история не дошла, то самолеты были просто фантастикой. Однако аэродром в Дубовке был, хотя и недолго. И было это не в Великую Отечественную, а в далекие годы Гражданской войны.

С января 1919 года авиация Великобритании оказывала активную поддержку белым войскам на юге России – на Каспии и в Нижнем Поволжье. Царицын был занят армией генерала Врангеля 30 июня.

С этого времени англичане производили боевые вылеты с аэродрома Бекетовка, в том числе и на север, до Камышина. Дубовка и окрестности попадали в зону полетов. Противодействия английским бомбардировщикам до середины августа оказывать было некому.

Реввоенсовет Республики предписал Начавиадарму Сергееву в кратчайший срок создать специальную авиагруппу особого назначения и немедленно использовать ее против конницы Мамонтова. В срочном порядке в Дубовку на буксире «Иматра», тянувшем баржу с четырьмя самолетами, прибыл командный и технический состав 7-го авиаотряда (самолеты – «Фарсаль» и «Ньюпор»).

Вот что пишет в своих воспоминаниях А.К. Туманский (1895–1972) – российский и советский военный лётчик – в своей книге «Полет сквозь годы»:

«Нас было четверо летчиков: Андрюшин, Жеребцов, Полинов и я. Командование просило нас не выгружаться и подыскать аэродром неподалеку, на берегу Волги». Так 28 августа в Дубовке появился аэродром. Самолеты обеих сторон совершали вылеты ежедневно. В это же время к Дубовке подошли суда Волжско-Камской флотилии. Впоследствии ее переименовали в Волжско-Каспийскую. В состав флотилии входил Волжский воздушный дивизион под командованием Б.Г. Чухновского, а также баржаавиатранспорт «Коммуна» для самолётов и ещё одна баржа, служившая плавбазой для истребительного авиаотряда. На вооружении дивизиона был гидросамолет М-9, его называли летающей лодкой, созданый и произведеный в России. Одним из летчиков был Евгений Петкевич, позднее награжденный орденом Красного Знамени (РСФСР, Приказ РВСР № 134, 1920 г.).

2 сентября суда флотилии высадили у Дубовки десант под командованием И.К. Кожанова – командующего десантными силами флотилии. Два аэроплана белых совершили налет на десант, убив двоих и ранив десятерых десантников. На судах было ранено 7 человек.

В ночь на 4 сентября два гидросамолета флотилии совершили налет на Царицын, сбросив 2 пуда бомб. Утром гидросамолеты повторили налет, сбросив 16 бомб и пуд прокламаций.

Войска  Деникина вновь вышли к Волге и заняли Царицын. Вожско-Каспийская флотилия оказалась разделенной на северный (в Дубовке) и южный (у Черного Яра) отряды. Чтобы установить связь между отрядами, командир истребительного отряда дивизиона Сергей Козлов (впоследствии обладатель диплома № 1 об окончании ВВИА им. Н. Е. Жуковского, доктор технических наук, профессор) совершил ночью 200-километровый перелет через занятую противником территорию из Дубовки до Черного Яра, а на следующую ночь – обратно. Он доставил захваченный при наступлении план обороны и расположения белых к югу от Царицына. За этот перелет он был награжден орденом Красного Знамени.

6 октября «Де Хевиленд» капитана Эндерсона в сопровождении капитанов Кинкэйда и Бернс-Томсона на «Кэмелах» опять совершили налет на корабли, стоящие в Дубовке. Это позднее нападение оказалось большой неожиданностью для речников. Сопротивление оказать не успели. 7 сентября красвоенморлёты С.Г. Козлов и Е. И. Петкевич на высоте 1600–2000 м отбили 9 атак неприятельских самолетов, а 9 сентября провели 4 воздушных боя.

17 сентября 1919 г. 2 самолёта «Де Хевиленд» DH-9 из состава 47-й эскадрильи RA F, воюющей на стороне деникинских войск, совершили налёт на дубовскую авиабазу. Самолёты пилотировали кэптен Эндерсон и лейтенант Дэй. Это нападение нанесло гидродивизиону серьезный урон. Английские самолёты тремя бомбами попали в баржу «Коммуна». Баржа не затонула, но 5 из 7 стоявших на ней гидропланов были разбиты (по другим данным, самолётов было всего 5, из них 4 вышли из строя). Два человека погибли, ещё восемь получили ранения. Ещё одна бомба пробила насквозь баржу истребительного отряда, но не взорвалась. Была разбита бочка со спиртом. При отсутствии хорошего горючего широко использовались разнообразные спиртовые смеси, носившие обобщенное прозвище «авиаконьяк». Как правило, они состояли из этилового и метилового спиртов, а также серного эфира в различных пропорциях. Ротативные двигатели могли работать и на чистом спиртректификате. В спиртовом горючем особого недостатка не было: спиртзаводы, работавшие на местном сырье, исправно гнали продукцию. Итак, гидросамолеты практически все были уничтожены.

Всего в августе – сентябре 1919 г. морские летчики Волжского воздушного дивизиона флотилии совершили 21 разведывательный полет, 5 ночных налетов на Царицын и Сарепту и один перелет из северного отряда флотилии в южный.

Для пополнения авиапарка в середине сентября 1919 г. для защиты Волжской флотилии в Дубовку было послано сводное боевое отделение авиации 10-й армии в составе 4-го истребительного отряда 2-го истребительного отряда (три «Ньюпора»), 7-го и 40-го разведотрядов (по одному «Сопвичу») под общим командованием военлета Федорова. В 4-м истребительном отряде к тому времени насчитывалось пять самолётов: два «Ньюпора», два «Спада» и невооруженный «Сопвич Бомбер», использовавшийся только для связи. Таким образом, на смену гидропланам прибыло 9 боевых машин».

В результате наступления белых частей 9 октябре 1919 г. с рассветом оставшиеся самолеты перебазировались в тыл, в Водяное. Так закончилась «эра авиации» в посаде. Самолеты были фанерные, как говорится, летающие этажерки, но на мальчишек они произвели незабываемое впечатление. Летчиками стали:

Артюхин Пётр Павлович – старший лейтенант, командир 2-й эскадрильи 200-го дальнебомбардировочного авиационного полка ВВС РККА.
Родился в 1904 г. в г. Дубовка Сталинградской обл. Русский.
Из рабочих. 10 октября 1926 г. призван на действительную военную службу в РККА. Участник боёв на Халхин-Голе с японцами.


П.П. Артюхин с сыном Юрием (9 лет). Авиагарнизон в п. Кречевицы,январь 1941 г.


В 1939 г. награждён орденом Красной Звезды. Член ВКП(б) с 1927 г. Был женат.
7 июля 1941 г. не вернулся с боевого задания (погиб) в районе Остров-Двинск. 23 мая 1942 г. исключён из списков. В 1974 г. перезахоронен на Братском кладбище в Даугавпилсе.


Зюзин Виктор Васильевич (1907–1938) – служил в Красной Армии с 1929 г. Окончил военную авиационную школу летчиков. В звании лейтенанта командовал звеном в 56-й истребительной авиационной бригаде Киевского военного округа. Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 10 июня по 23 сентября 1938 г., был пилотом истребителя И-16. В Испании совершил 47 боевых вылетов, участвовал в 21 воздушном бою. 23 сентября 1938 г. в составе группы участвовал в большом воздушном бою в районе реки Эбро. Из боя не вернулся, предположительно, был сбит итальянскими истребителями Фиат-32. Место падения самолета и останки летчика не найдены.

В.В. Зюзин

Кузьмин Александр Дмитриевич (ок. 1900 – ?) – в начале 1930-х гг. заместитель начальника Вольской объединенной школы летчиков и авиатехников (в 1931 г. реорганизована и стала именоваться 2-й военной школой авиационных техников (2-я ВШАТ).



Александр Кузьмин с мамой Елизаветой Васильевной.
Дубовка, 1933 г. Архив Михаила Горшенева


Смирнов Петр Трифонович (1912–1942) служил в 25-м гвардейском бомбардировочном авиационном Орлов ском полку дальнего действия. В сентябре 1942 г. помимо осуществления дальних рейдов полк интенсивно действовал на Сталинградском направлении. Здесь тяжелые корабли вынужденно использовались в качестве ночных фронтовых бомбардировщиков. 29 октября 1942 г. погиб при катастрофе самолета на аэродроме Кратово. Похоронен на кладбище г. Раменское Московской области. Награды: медаль «За оборону Москвы».


Шпилевой Владимир Яковлевич (1911 – 21.08.1942) родился в Дубовке. Последнее место службы – ЮВФ 8-й ВА. Лейтенант, командир звена 621-го штурмового авиаполка 206 шад 8-й Воздушной армии. Жена Мария Леонтьевна проживала в г. Балашов.


Гидросамолет М-9. Конструктор Д.П. Григорович

 


 

Написать нам 

Карта


 

 

  Copyright © 2020, DUBOVCHANKA