Жизнеописание протоиерея Иоанна (Покровского)
Посохин Петр Матвеевич |
Жизнь протоиерея Иоанна Алексеевича Покровского мало описана в исторических источниках. Мы знаем о нем из сообщений Петра Матвеевича Посохина, начальника Дубовской почтово-телеграфной конторы, составившего летопись нашей обители. |
Протоиерей Иоанн Покровский |
Жизнь о. Иоанна до основания обители
Основателем, учредителем и строителем Свято-Вознесенского женского монастыря был протоиерей Иоанн Алексеевич Покровский – благочинный Дубовского округа, служивший в Успенском соборе посада Дубовка Царицынского уезда Саратовской губернии.
.. Успенский собор в Дубовке (XIX век) |
Отец Иоанн Покровский жил одиноко, т.к. его матушка умерла, а единственный сын, учившийся в университете, был убит в Петербурге. С ним вместе жили престарелый солдат-повар Годовенко, имя которого затерялось в истории, а все звали его по отчеству Василич, и лакей из дворян Иван Федотович Сухорук. Его любили и уважали все дубовчане, к батюшке приходили за советами, помощью. Как записано в летописи, «к нему приходили все: молокане, раскольники и всевозможные сектанты – и он, всегда отзывчивый на чужое горе никого не отпускал без посильной помощи». Проповеди настоятеля собора отличались большой глубиной содержания и теплотой чувств. Они с внимательностью выслушивались прихожанами, потом долго обсуждались в дубовском обществе. Слава проповедника из Дубовки дошла до северной столицы, ему было предложено собрать лучшие тексты и издать их. В 1862 году в типографии Императорской академии наук вышла книга отца Иоанна «поучительные слова, говоренные к своей пастве посада Дубовка». В ней содержались проповеди, сказанные батюшкой по случаю различных праздников и событий в истории страны. Постоянно в них упоминаются дубовские реалии, жизнь приволжского посада. |
Старый Аткарск
Проповедь на крещении отец Иоанн начинает словами: «Вонми торгующий град. Счастливый град, ты сидишь на водах, коим завидуют многие грады». В книге содержатся проповеди, в которых упоминаются события, связанные с личной биографией священника. Трехлетнее отсутствие в Дубовке разъясняется из проповеди, названной «При перемещении в другой приход». С неохотой отец Иоанн уезжал в Аткарск, его слова о Дубовке наполнены любовью и нежностью.
Через три года возвратившись в приход отец Иоанн обратился к прихожанам со словами: «Ваши молитвы разрушили все преграды <…> и все узы, коими я был связан с аткарскою паствою».
. .Иеромонах Адриан Югский) |
Дом Иоанна Покровского располагался в саду над Волгой. Этот сад был посажен и обрабатывался самим батюшкой. Значительную часть его занимали виноградники и орешник, с которых собирался богатый урожай. Посреди сада находился пруд, в котором водилась всякая вкусная рыба. Сад раскинулся на возвышенности, и в верхней ее части отец Иоанн вырыл себе пещерку, в которой проводил время в молитвенном уединении.Похоронив жену и сына и оставшись один, Иоанн Покровский живет в Дубовке аскетической жизнью, стремясь отдавать все свои силы на служение пастве. Во время своих поездок по стране он познакомился с известными подвижниками того времени: старцем Адрианом из Югской пустыни и отцом Петром из Иерусалимской слободы Тверской губернии. Отец Иоанн все чаще задумывался о том, куда лучше всего применить свои силы, как наиболее основательно укрепить благочестие среди дубовчан: он решил основать здесь женский монастырь. И тут отец Петр прислал к нему своего послушника, некоего Ивана Ивановича. Тот привез личное благословение старца, что укрепило отца Иоанна в мысли об этом строительстве. Он решил отдать на монастырь свои личные средства и собрать пожертвования среди жителей Дубовки. Рядом с батюшкой всегда было много добрых людей, готовых помогать ему во всем, однажды он познакомился с дубовским мещанином Матвеем Посохиным, имевшим собственный кирпичный завод. Отец Иоанн предвидел, что именно этот человек поможет осуществить его мечту. Он часто заходит к Посохиным, беседует с Матвеем, убеждает его взяться за это богоугодное дело, тот соглашается, и вскоре начинаются подготовительные работы по строительству. |
.Епископ Иоанникий (Руднев) |
Батюшку с готовностью поддержали руководство города, купечество, предприниматели, известные дубовчане. Городские власти пообещали отвести безвозмездно под монастырь столько земли, сколько ей потребуется, а жители Дубовки высказали готовность предоставить материалы и деньги для сооружения обители. Получив необходимую поддержку отец Иоанн отправляется вместе с Посохиным в Саратов к епископу Иоанникию (Рудневу), чтобы взять благословение на строительство. Батюшка был известен своими трудами в епархиальном центре, поэтому разрешение было получено незамедлительно. Вернувшись в посад он летом 1864 года на свои средства за 1000 рублей покупает в пяти верстах от Дубовки усадьбу с садом и двумя прудами у местной мещанки А.И. Шишлянниковой, родственницы М.Посохина. Рядом с этой усадьбой располагалась на возвышенности степная безводная равнина, на которой предполагалось основать монастырь. |
Моление об источнике
Сын М. Посохина Пётр вспоминал, как отец Иоанн взял его однажды с собой на прогулку и они поехали в какой-то повозке, которую в этих местах называли долгушкой - в степь на то место, где будет стоять обитель. Протоиерея Иоанна беспокоила мысль о воде, ее в этих местах не было, батюшка оставил мальчика с кучером в долгушке, а сам отошел на несколько шагов в сторону, встал на колени и усердно и долго молился, воздев руки к небу и проливая слёзы. |
|
Основание и благоустройство юной общины
7/20 ноября 1865 года отец Иоанн отслужил первую всенощную и молебен с коленопреклонением. После этого он сказал проповедь первым сестрам основанной им общины и уехал в Дубовку, оставив их зимовать в мире, согласии и любви среди степи и глубоких снегов.
Первый храм обители |
Отец Иоанн лично участвовал в планировании монастыря, он указывал, где чему быть, на каком расстоянии ограду делать, где построить церковь с корпусом, где посадить сад. Осенью 1866 года сам отец Иоанн освятил монастырский однопрестольный храм. Он был назван в честь небесного покровителя батюшки – св. Иоанна Предтечи. Первым священником был семидесятилетний Кирилл Пименович Орлов. Через четыре года он ушел на покой, на его место был назначен Павел Петрович Павилионов, представитель известной в местных краях священнической фамилии. В конце XIX – начале ХХ веков в Царицыне в разных храмах служили иерей Петр и псаломщик Василий Павилионовы. Отец Павел прослужил в Дубовском монастыре пять лет. |
Но по-прежнему отец Иоанн оставался духовным руководителем и окормителем монастыря. Первой начальницей монашеской общины была рясофорная послушница Виталия из города Бежецка, она была назначена в монастырь по ходатайству батюшки. Как отмечали современники, в монастыре вообще ничего не делалось, не строилось, не определялось без ведома протоиерея Покровского, он был попечителем и строителем этой юной общины.
Испытание скорбями
Начальница общины мон. Виталия I |
Но и на этом не успокоились противники. Стали писать в Саратов, что настоятельница Виталия плохо следит за сестрами, они продолжают ходить к протоиерею. Владыка прислал в монастырь другую манатейную монахиню Марию из Саратовского монастыря, а Виталию отправил в Саратов. При монахине Марии настроения в монастыре еще более усиливаются. И как Господне наказание случается пожар. В одну из августовских ночей в корпусе, где находилась церковь, загорелись деревянные полы, окна, перекрытия. Огонь уже почти перекинулся на церковь, но его удалось остановить. Однако при тушении пожара потревожили престол. |
Императрица Мария Александровна |
Утром следующего дня батюшка приезжает навестить сестер юной обители. Ему выносят стул, он садится, смотрит на разрушившийся от пожара корпус и начинает петь 136 псалом: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом». А потом он обратился к стоящим рядом монахиням: «Не плачьте, сестры! Это все делает враг рода человеческого, но сколько ни будет козней его чрез людей, но все будет на нашей стороне; оправдают меня, и вам будет хорошо, но это будет только тогда, когда закроются мои глаза навеки». |
Последние дни жизни и кончина прот. Иоанна. Посмертное оправдание
Отец Иоанн все более и более слабел здоровьем и опять повторял свои пророческие слова: «Вы доживете и увидите, но я отойду в вечность. Когда приедет Владыка и придет бумага, которая оправдает меня, то меня уже не будет здесь, я буду в вечности, где царствует одна правда». Все эти слова впоследствии сбылись, как говорил батюшка.
Игумения Виталия II | В первых числах августа 1876 года вновь назначенная монахиня Виталия приехала в Дубовку и нашла монастырь в полном распаде: сестры, которые временно покинули общину, встретили в посаде матушку Виталию со слезами и просили, как записывает очевидец, «чтобы она собрала их, как птица собирает разлетевшихся птенцов под свои крылья, установила между ними мир и тишину и укротила все раздоры и распри». Между тем монастырь стоял в разрухе после пожара: в главном корпусе провалилась крыша, в церкви нельзя было служить, были целы только пара флигельков и дом, построенный царицынской почетной гражданкой Пелагеей Георгиевной Ворониной. Протоиерей Иоанн Покровский вскоре после приезда матушки Виталии скончался. Случилось это в 12 часов ночи с 28-го на 29-ое октября 1876 года. Ему шел только 60-й год жизни. На следующий день в Дубовку приехал епископ Тихон для освящения Воскресенского храма. Когда пароход подъехал к берегу, владыка услышал печальный звон в 12 ударов. Сходя с парохода, он спросил встречавших его: «Жив ли отец Иоанн Покровский?» Ему ответили, что отец Иоанн скончался, и что звон слышится об исходе его души. П.М. Посохин записывает воспоминание одной из монахинь: «Трогательно было видеть, когда владыка, подъехавши к дому отца протоиерея, подошел к праху этого великого страдальца, поклонился ему до земли, прося у него прощения за причиненные ему обиды». |
Похороны были торжественные, но прошли с некоторой задержкой. Пока епископ Тихон освящал Воскресенскую церковь, прах батюшки три дня стоял в его доме, только на четвертый его перенесли в Успенский собор. Здесь при большом стечении народа сам архиерей совершил отпевание тела отца Иоанна. Гроб с останками батюшки был перенесен из собора в монастырь, где и предан земле. Прах отца протоиерея был положен около церкви напротив алтаря, построенного его стараниями и трудами. Позже здесь был построен теплый храм, и могила оказалась в его центре. Она была покрыта чугунной плитой.